Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
27.04.2017

Семинар.Ресурсы управления качеством образования во внеурочной деятельности ОО: проблемы и пути решения

Презентации пленарной части семинара:


МБНОУ «Лицей №111» принимал гостей со всей области на региональный проблемно-ориентированный семинар «Ресурсы управления качество образования во внеурочной деятельности ОО: проблемы и пути решения».
                Актуальность выбранной тематики подтверждена количеством участников, совершивших путешествие на спецрейсе транзитных пассажиров – полёт с пересадкой в транзитной зоне «Планета ФГОС МБНОУ «Лицей №111». В семинаре приняли участие 130 взрослых – руководителей образовательных организаций, педагогов, родителей и 270 учащихся лицея.
                Открывали семинар Львова И.Н., к.п.н., зав. Лабораторией НМС ИиЭД КРИПКиПРО, и Полежаева О.В., заведующая Отделом образования Центрального района КОиН города Новокузнецка. Они отметили, что в лицее есть необходимые ресурсы управления инновационными процессами во внеурочной деятельности. В течение 5 лет МБНОУ «Лицей №111» является инновационной площадкой по направлению «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» (научный руководитель Касаткина Н.Э., д.п.н., профессор, академик МАН ВШиАПСН, зав. межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, заслуженный работник высшей школы РФ).
                Всех участников семинара пригласили в «салон воздушного судна» в полет по планете ФГОС согласно «авиабилетам» – на них напечатана программа семинара. Каждому участнику семинара подарена папка с раздаточными материалами – схемами, таблицами, картами наблюдений, экспертными листами, рекламными буклетами и т.д.. Сопровождали «полет» «стюардессы и стюарды» – ученики 5 классов, в полете «пассажирам» предложены прохладительные напитки, соки. А чтобы было комфортно, докладчики не просто излагали суть, но и вовлекали участников в диалог, в конструктивное общение по заявленной проблеме.
                В форме деловой игры в «салоне самолета» состоялся разговор с «пассажирами» - представление опыта «Ресурсное обеспечение управления качеством образования во внеурочной деятельности» командиром экипажа корабля, почетным работником общего образования РФ, директором Полюшко М.В.. Главный вывод, к которому все пришли: в век высоких скоростей надо самим руководителям быть мобильными, уметь справляться с ситуациями неопределенности и применять системный подход к управлению ресурсами в своих образовательных организациях: кадровыми, организационно-управленческими, финансовыми. Формы контроля, такие как отчетные выступления коллективов, выставки работ учащихся, благотворительные концерты, тоже ресурсы управления. Использование возможностей социокультурного взаимодействия и связей с учреждениями дополнительного образования позволяет расширить сферу сотрудничества, например, со Школой развития «Пифагор» (Михева Е.Л.) и Школой людей будущего «Разум» (Артамонова Е.В.). Благодаря совместным усилиям с родителями реализуются проекты: «Умные каникулы», «Лаборатория самопознания», «Я и Другой». Есть такие проекты, которые переросли с уровня лицейского до уровня регионального или федерального: «Мир моих физических увлечений», «Кузбасс. Здоровое питание», «Логика. Творчество. Интеллект», «Глобус», «Пифагор», «Шахматы – в школу», «Атлас новых профессий». Опыт представлен педагогами лицея в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске, Барнауле, Грозном, Минске, Тбилиси, Красноярске, Абакане, Ханты-Мансийске.
Два «вторых пилота» дополнили директора. Заместитель директора по УВР, заслуженный учитель РФ Чичкань Г.П. показала, как из отдельных «пазлов» педагогических технологий извлекается рациональное зерно для инновационной работы, как расширяется в лицее движение «Учитель-учителю» и формируется корпоративная культура коллектива. Структурирование технологий позволяет проектировать внеурочную деятельность с учетом вызовов времени. Технологические инновации – новые образовательные технологии (культурологическая Е.В. Бондаревской , формирование жизни достойного человека Н.Е. Щурковой, управление индивидуальным стилем учебной деятельности Н.Б. Галеевой, обучение в глобальной информационной сети В.В. Гузеева). Экономические инновации – новые механизмы в сфере образования (система стимулирования и поощрений, в том числе оплата семинаров, курсов за пределами города, доплаты из компенсационного фонда за руководство МО, мастер-классами, временными творческими коллективами). Организационные инновации – новые организационные структуры и институциональные формы (творческие союзы, Институт семьи, социокультурный центр, развитие социальных сообществ).
Заместитель директора по ВР Беспалова Е.А. вместе с «Активом будущего» познакомила гостей с возможностями ученического самоуправления в повышении качества внеурочной деятельности. Основные принципы ученического самоуправления: свобода выбора, свобода слова, свобода действия были сформулированы еще в начале 20 века. Для того чтобы реализовывать эти три свободы, необходима какая-то площадка, надстройка над учёбой – общность учеников, и каждая школа реализует это пространство по-своему. В нашем лицее это органы ученического самоуправления «Актив будущего». Обучение по программе Лидер», систематические заседания, акции, форумы, развитие волонтерского движения, школы актива дают возможность лицеистам не только выступать с инициативой, но и реализовывать ее. Мы получили мощный инструмент для повышения качества внеурочной деятельности через деятельность ОУС: проект «Умные каникулы», где наш актив выступает в роли тьюторов, развитие лицейских СМИ (радиостудия «Лицейская волна», газета «Система координат»), занятия в 15 спортивных секциях, 18 кружках и студиях, среди них танцевальная студия «Экспромт»,  театральная студия «Мир прекрасного», вокальная студия «Звезды перемен», расширение рамок лицейского НОУ (краеведческий клуб «Родник»), организация музея Природы (экскурсоводы, собиратели экспонатов, хранители фонда), профильные отряды «Рыцари огня» и «Светофорчик»… А еще разновозрастное сотрудничество при проведении Школ актива, КТД…
Роль «бортинженеров» исполнили учителя лицея и педагог-психолог, они умело привлекли к работе своих учеников и дали возможность поучаствовать любому желающему из присутствующих «пассажиров» спецрейса.
Овсянникова Е.Н., учитель истории и обществознания, поделилась продуктивным участием в реализации социально значимых межрегиональных и всероссийских проектов по формированию гражданской позиции обучающихся. Как учитель вовлекает учеников в сознательное участие в таких проектах? Как мотивирует их на созидательную деятельность? Один из приемов – побудить задуматься о глобальности мира, о глобальности проблем и о том, как мы можем на эти проблемы откликаться – да и стоит ли на них обращать внимание или нет… Увлекательное чтение и обсуждение очень короткой, но емкой книги японского писателя Ёсифуми Хасегава «Я ем лапшу» вызвал живой интерес не только учеников, высказывавших свои суждения, но и у присутствующих, ведь мы все задумались над тем, что в одно и то же время на планете много чего происходит. Этот момент одновременности происходящего показывает глобальность мира, учит ценить то, что есть у человека, учит сравнивать положение вещей. События, которые происходят в другой точке мира, напрямую нас не касаются, но могут влиять на ситуацию и в нашей личной жизни, и в жизни как отдельной страны, так и всего мира.
Михеева Е.Л., координатор Школы развития «Пифагор», в форме эвристической беседы рассказала о формировании исследовательских и проектных компетенций школьников, показала образовательные возможности партнерских отношений. Методом погружения в историю, математику, литературу мы учим строить модели, находить собственные решения. Ученики в разновозрастном сотрудничестве выполняют задания, причем критерии оценивания устанавливают в соответствии с типом задания. У учащихся развивается критическое мышление, они учатся действовать в ситуации неопределенности. Формы образования адекватны развитию исследовательских и проектных компетенций школьников: предметные олимпиады и турниры с исследовательской направленностью, лично-командные первенства, фестиваль игр «Математика вприпрыжку», выездные летние и зимние интенсивные школы. Это позволяет ученикам быть успешными на олимпиадах и творческих конкурсах.
Педагог-психолог Козлова Н.Н. вместе со своими воспитанниками представила, как в ходе экскурсий идет живой разговор о духовно-нравственных ценностях, как затем представляется отчет об увиденном и открытом мире прекрасного. В результате экскурсионной деятельности 5-классники создали пособие и карту «Православные святыни Кузбасса».
Смагина А.В., учитель начальных классов, руководитель Новокузнецкой лаборатории Гуманной педагогики, провела «родительское собрание» - показала практическую часть работы созданного в лицее Института семьи (он тоже является ресурсом управления). В доверительной форме речь шла о ценностях, которые формирует семья и школа. Мы порой не задумываемся, как наше слово, наши поступки отражаются в душе ребенка. Посмотрев короткометражный фильм, все убедились в этом. Свободно и раскованно, неторопливо учитель вела «пассажиров» по своему собранию, каждый присутствующий как бы примерил на себя роль родителя. Приемы вовлечения в активную работу на родительском собрании, предложенные на семинаре, обогащают опыт педагогов.
Все пленарные выступления и обсуждения легко воспроизводимы в других образовательных организациях, они понятны и доступны, их может использовать каждый педагог. К такому выводу пришли «пассажиры».
 Совершив посадку, каждый «пассажир» в «транзитной зоне» посетил по три внеурочных занятия, которые проводились по восьми линиям. Всего предложено 24 мероприятия. И снова дана установка – быть не пассивными наблюдателями, а активно включаться в процесс, который организуют учителя. Показана реализация программ по всем направлениям внеурочной деятельности. Чем только не занимаются в лицее! Шахматы, спортивные эстафеты с «кричалками» болельщиков, художественная роспись, музицирование, вернисажи, вокал, театр на английском языке и театральная студия,  ментальная математика, лего, дискуссионные клубы «Дебаты» и «КЛИО», разгадывание загадок микромира под микроскопом, решение лингвистических задач, интеллектуальные игры, английский без границ: математический счет по-английски, взаимопроникновение языков, парк удивительной физики, диалоги о главном с психологом. А еще – реализация проектов «Логика. Творчество. Интеллект», «ЯКласс», «УмКа» («Умные каникулы»). А еще – волонтерское движение, ученическое самоуправление, музей Природы, краеведческие общество «Родник»…  И все увлекательно, задорно, здорово!
И напоследок- «разбор полетов». В картах рефлексии остались отзывы: «Всё как в сказке «Пленарная часть – супер!», «Форма семинара абсолютно новая, нигде такого не видели! Это ФГОС в самом лучшем проявлении и успешной реализации», «Все мероприятия запоминающиеся, интересные, полезные», «Высокая организованность и ответственность всех выступающих». Теплые слова, благодарности, пожелания удачи: «Успехов и процветания!», «На пределе напряжения от увиденного! Молодцы!»,  «Не бойтесь высоты! Вы асы!»
Наиболее запомнившиеся мероприятия: «Загадки микромира», «Литературная игра «Вперед, читатель!», «Парк удивительной физики», «Клуб «Дебаты», генеральная репетиция театра на английском языке, «Русский и английский: языковой проникновение», «Зашифрованная переписка», «Клуб «Рукодельница»: «Дорого яичко к Христову дню», «Городецкая роспись»,  «Математические действия на английском языке», «А где здесь математика?», «Проект «ЯКласс», «Проект «Логика. Творчество. Интеллект», Клуб «КЛИО», ментальная арифметика, Лего, шахматы, «Слезы на глазах на постановке театра «О героях былых времен».
Больше всего понравилось: четкое планирование; лицей и коллектив; форма организации семинара; большое количество и разнообразие содержания направлений, представленных на семинаре; вовлечение в деятельность на все 100% участников семинара; мастерство всех выступающих на пленарке, особенно Смагиной А.В.; с таким директором можно горы свернуть, под стать ему и замы; единство администрации; харизма администрации и учителей; что бывает редко на семинарах - уложились в регламент; общая организация и проведение мастер-классов настоящими мастерами; как умело составлена программа семинара – кажется, много всего, но как логично, достойно, умно!; видна система работы всего коллектива; дети – просто чудо.
Что возьмете как положительный опыт: формы проведения внеурочной деятельности; составление программы семинара; организация каникул; проведение родительских собраний; организация питания; творческий подход и практическая направленность; использование возможностей образовательного портала ЯКласс; Институт семьи; хочу все перенять; работа в команде.